сайт памяти композитора Аднана Шахбулатова
Листая старые подшивки

АВТОРСКИЙ КОНЦЕРТ

О том, что 19 апреля состоится авторский концерт композитора Аднана Шахбулатова, скромно извещала афиша, появившаяся за день до события. И как были вознаграждены те, кто случайно и не случайно оказался в этот вечер в зале Чечено-Ингушской филармонии.

Этот концерт выходит за рамки обычного, рядового концерта. Аудитория, состоявшая целиком из молодежи, восторженно приветствовала каждую песню. Некоторые исполнялись на «бис».

Песни Шахбулатова стали все чаще и чаще звучать по радио, с голубого экрана телевизоров и с клубной сцены республики – их исполняют профессиональные и самодеятельные артисты. В лице солиста Чечено-Ингушского радио и телевидения Мовлади Буркаева Аднан нашел тонкого и вдумчивого интерпретатора. Растет творческое содружество композитора с поэтами республики. А в последнее время популярность его становится настолько очевидной, что администрация филармонии сочла возможным предоставить ему право на самостоятельный концерт. Такое право само по себе – уже признание бесспорного таланта молодого композитора, что и было подтверждено многочисленными слушателями, заполнившими в этот вечер зал государственной филармонии.

Концерт длился два часа. Стихи Раисы Ахматовой, Джемалдина Яндиева, Нурдина Музаева, Саида Чахкиева, Юрия Поваляева, Магомеда Дикаева, Адиза Кусаева, Владимира Лысенко обрели вторую жизнь в яркой, самобытной музыке Аднана Шахбулатова. В концерте приняли участие профессиональные и самодеятельные артисты. Большинство песен прозвучало в исполнении Мовлада Буркаева в сопровождении инструментального оркестра радио и телевидения: «Мой город», «Песня о Маташе Мазаеве», «Ты невозможная», «Ласточка аула», «Первый дождь», «Не гляди ты гордо», «Привет от России», «Соната» и другие.

Солист филармонии Виктор Земсков познакомил слушателей с романсами – «К родине», «Слеза» на слова Дж.Яндиева, «О Грозном мы песню поем» - Юрия Поваляева.

Интересным было выступление студенческого инструментального оркестра «Флора», занявшего недавно 1-е место на конкурсе самодеятельных инструментальных оркестров республики. Вокальный квартет с подлинным воодушевлением и взволнованностью исполнил свой коронный номер – «Трубочисты». Песня эта в прошлом году на конкурсе комсомольской песни получила первую премию.

Авторский концерт Аднана Шахбулатова, в котором раскрылось его своеобразное дарование – событие в музыкальной жизни республики.

Т.Алябьева.

Газета «Комсомольское племя» 21 апреля 1971 г.

 

* * *

 

ГОСТИ ПРАЗДНИКА

Среди множества известных артистов, приехавших к нам на праздник искусств, посвященный 50-летию образования СССР и 50-летию автономии ЧИАССР, есть два человека, имена которых давно снискали особую любовь и уважение у трудящихся республики. Это – один из виднейших композиторов страны, заслуженный деятель искусств РСФСР и ЧИАССР Оскар Фельцман и замечательный певец, лауреат Международных и Всесоюзных конкурсов, заслуженный артист ЧИАССР Иосиф Кобзон.

Еще памятны прошлые встречи с ними на сценах театров, клубов, встречи «за круглым столом» с многочисленными почитателями их талантов.

«Песня о Грозном» Оскара Фельцмана, написанная в 1964 году на празднике искусств, стала любимой песней молодежи, а песни Аднана Шахбулатова в исполнении Иосифа Кобзона часто звучат по Чечено-Ингушскому радио.

На снимке композитор Оскар Фельцман и певец Иосиф Кобзон.

Газета «Комсомольское племя» 7 сентября 1972 г.

 

* * *

 

НАЙТИ СВОЮ ПЕСНЮ

О песенном творчестве Аднана Шахбулатова

 

Песня – это душа народа, это самая искренняя исповедь человека перед лицом общества, эпохи и времени. Она имеет огромную силу воздействия благодаря общению автора и слушателя, заложенные в поэтическом тексте. Она затрагивает тончайшие струны человеческой души и заставляет звучать окружающий мир с его радостями и горестями. Стремительное развитие жанра эстрадной песни поставило проблему создания его в нашей республике. С этой точки зрения мне хочется остановиться на творчестве нашего современника, молодого композитора А.Шахбулатова.

А.Шахбулатов развил чечено-ингушскую эстрадную песню. В его творчестве произошло слияние черт особенностей классического и национального музыкального искусства на основе взаимопроникновения и взаимообогащения. В силу этого чечено-ингушская песня приобрела более широкий диапазон и современное звучание. А.Шахбулатов, сохраняя национальную сущность народной мелодии, вышел за пределы этнографии и поставил чечено-ингушскую песню на профессиональную основу. Композитор смело раздвинул рамки гармонического языка народной песни.

Что может привлечь внимание слушателя?

Во-первых, яркая оригинальная мелодия, красочная и сочная гармония, интересный ритм, богатая фактура. Во-вторых, художественная значимость самой темы произведения. Об этом Шахбулатов не забывает в своем творчестве. Возьмем, например, песню «Ночной полет». С первых же тактов она приковывает внимание своим волевым и энергичным началом. Такой же интересной нам представляется и песня «Ты невозможная». Яркая современная мелодия не вызывает, однако, сомнение в ее национальной принадлежности, что подчеркивается интонацией и характером музыки. Острый и интересный ритм придает ей легкость и подвижность.

Интересы и красочны гармонические находки в песне «Журавли». Сделанная в очень спокойной, повествовательной форме, она вызывает щемящее чувство разлуки живого с живым, любимого с любимой, грусть по умирающей природе.

Аднаном написаны произведения в различных жанрах: сонатина для фортепиано, оркестровые произведения, музыка к спектаклю «Бешто» театра имени Х.Нурадилова и к ряду других спектаклей. Но все же любовь композитора к жанру песни одерживает верх, и песня принесла А.Шахбулатову заслуженную известность. Неоднократно его песни получали первые премии на конкурсах комсомольской песни. К ним относятся «Трубач» на стихи Шевелева, «Юбилейная песня» на стихи Ив. Гогуна. Песня «Трубач» оставляет неизгладимое впечатление своей свежестью, искренностью чувств, гражданственностью, оптимизмом. В маленькой музыкальной пьесе зримо проходят большие события истории борьбы за Советскую власть. «Трубач» - это символ, призыв к молодежи свято хранить любовь к своей Родине.

«Юбилейная песня» говорит о трудовых буднях, о строительстве коммунистического общества в нашей стране. Решена она в жанре массовой советской песни. Мы уже привыкли к тому, что почти ежедневно песни А.Шахбулатова звучат по радио, телевидению. Они стали неотъемлемой частицей нашего быта, они нам полюбились. А что может быть ценнее для композитора, чем любовь народа к его творчеству?

Пожалуй, нет людей, которые бы не знали песню А.Шахбулатова «Мой город» на слова А.Кусаева. Нельзя без волнения слушать песни Аднана «Осень» и «Только ты одна» на слова Саида Чахкиева.

Каждый день нам приносит новое знакомство с песнями Шахбулатова. Он вдохновенно рассказывает о труде хлебороба (песня «Чечено-Ингушский мой край»), рабочего класса («Рабочий человек»), о летчиках («Ночной полет»), о страдающем Вьетнаме («Плачь мама»), четко ощущает пульс времени.

У композитора состоялось уже два авторских концерта, которые явились событием в культурной жизни республики. Недавно в министерстве культуры состоялся художественный совет по прослушиванию новых произведений. Шахбулатов представил цикл вокальных произведений «Из Чечено-Ингушской народной поэзии». По единодушному признанию всех членов худсовета, цикл был признан лучшим из прослушанных в этот вечер произведений. Это еще раз подтвердило, что Аднан Шахбулатов полон творческих исканий, и в этом цикле ясно проступает начало нового этапа в его творчестве.

Саид Димаев,

композитор и музыковед.

Газета «Комсомольское племя» 14 февраля 1974 г.

* * *

 

ДИПЛОМ – КОМПОЗИТОРУ

 

В драмтеатре имени Героя Советского Союза Х.Нурадилова в торжественной обстановке были вручены Дипломы лауреатов премии Ленинского комсомола Чечено-Ингушетии.

Среди награжденных – композитор Аднан Шахбулатов, внесший большой вклад в развитие национального музыкального искусства.

Секретарь обкома ВЛКСМ С.Егоров вручил премию Ленинского комсомола республики спектаклю «Драматическая песня», поставленному коллективом театра им. Х.Нурадилова. Дипломы вручены режиссеру-постановшику М.Солцаеву и исполнителям главных ролей Д.Осмаеву, Н.Хаджиевой и М.Цицкиеву. Тепло приветствовал лауреатов премии Ленинского комсомола министр культуры ЧИАССР В.А.Татаев.

От имени молодежи республики поздравили и пожелали новых творческих успехов научный сотрудник ГрозНИИ Нина Голтакова и студент ЧИГУ Иса Сумбулатов. С ответным словом выступили лауреаты премии Ленинского комсомола республики М.Солцаев и А.Шахбулатов.

Газета «Комсомолькое племя» 17 марта 1976 г.

 

* * *

 

РАДОВАТЬ ПЕСНЕЙ

Штрихи к творческому портрету композитора

Аднана Шахбулатова

 

Профессиональное музыкальное творчество чечено-ингушского народа еще только начинает набирать силу. Получают развитие разнообразные жанры и среди них – песенное искусство, основоположником которого по праву можно назвать Аднана Шахбулатова.

Первые же песни композитора сразу обратили на себя внимание и постепенно влились в быт молодежи, в ее сознание, стали отвечать их духовным запросам. Это были «Ночной полет», «Снег идет», «Мой город».

Песня «Мой город» на слова Адиза Кусаева стала одной из популярных песен о нашем городе и заняла достойное место в репертуаре профессиональных и самодеятельных ансамблей. Она как нельзя лучше раскрывает лирическую струю в творчестве Шахбулатова. Вслед за ней появились такие замечательные песни, созданные в лирическом плане, как «Иду к тебе» и «Колыбельная» на стихи Р.Ахматовой, «Соната» на стихи Е. Винокурова, «Журавли», «Только сегодня» (автор слов С.Чахкиев) и др.

Шахбулатов вложил много душевного тепла в эти произведения. Да и поются они естественно, непринужденно, мелодия идет, как будто от сердца. Композитор стремится в каждом произведении найти ту доверительную, единственную верную интонацию, которая раскрывает поэтическую квинтэссенцию стиха, стилистическую особенность творчества того или иного поэта. Кстати, это очень характерная черта шахбулатовских песен – поэзия в них самой высокой пробы. Так рождается тот удивительный синтез музыки и стиха, являющийся истоком популярности песен.

На конкурсе комсомольской песни произведения Аднана Шахбулатова получили первую премию. Это «Трубач» (автор слов А.Шевелев), «О партии песни поем» (И.Гогун), «Комсомолу было не легко» (С.Чахкиев) и др. Широко известны и такие его песни, как «Баллада о двух минутах» (С.Вольский), «Привет от России» (Ю.Поваляев), «Ты невозможная» (М.Дикаев), «Только ты одна» (С.Чахкиев) и другие.

Одна из лучших песен Аднана – «Россия» на слова Х.Мехтиева посвящена великому вождю мирового пролетариата – В.И.Ленину. Торжественная и лирическая, величавая и искренняя, она захватывает своей мощью и душевной теплотой. С такой же силой звучит и песня «Пою о нашей державе» на стихи Р.Ахматовой.

Особой остроты восприятия достигает Шахбулатов в песнях, посвященных Великой Отечественной войне. Сурово и мужественно звучат миниатюры о капитане Маташе Мазаеве (сл. А.Ганжуева), «Шли солдаты» (сл. В.Вардиева), воскрешая в памяти героическое прошлое нашей Родины. Композитор гневно клеймит нечеловеческую сущность фашизма (например, песня «Мама, приди на помощь» на слова Дж. Яндиева, на вьетнамскую тему). А песня «Баллада о двух минутах» (сл. С.Вольского) воспринимается как памятник несбыточным надеждам, как реквием юношеской любви, разрушенной войной.

Шахбулатов стал дипломантом Всесоюзного конкурса, посвященного Международному году женщины. Диплом победителя получила его песня «Женщинам», написанная на стихи К.Кулиева. Это еще одно свидетельство признания яркого таланта композитора.

Песни Аднана Шахбулатова давно перешагнули рубеж Чечено-Ингушетии. Они исполняются в Ленинграде, Киеве, Сочи, Таллине и принимаются с большим успехом.

Композитор продолжает активную творческую жизнь. За последнее время им написан вокальный цикл «Из Чечено-Ингушской народной поэзии», две части сюиты для симфонического оркестра, музыка к спектаклю-водевилю «Сердце сердцу весть подает» в театре имени Х.Нурадилова, продолжает писать песни, которые исполняются по радио и телевидению.

Совсем недавно Шахбулатов закончил цикл песен на стихи К.Кулиева «Пусть никогда не умирают дети», «Доброй вам ночи», «Речки детства», «Песня, подаренная девушкам», «Березка» и ряд других. Он полон творческих планов, находится в постоянном поиске новых форм, с успехом продолжает песенное творчество. Уверен, что композитор еще не раз порадует нас хорошими песнями.

С. Димаев, музыковед.

Газета «Комсомольское племя» 15 января 1976 г.

 

* * *

 

КОМПОЗИТОР И ПЕСНЯ

 

Аднан Шахбулатов – одно из самых ярких имен в чечено-ингушской советской музыке. Уже много лет его произведения исполняются в концертных залах Грозного, Ленинграда, Москвы, по телевидению и радио. Его песни любят в народе. Каждый день композитора, каждое новое произведение, написанное им, - подвиг. Аднан Шахбулатов прикован к постели и героически борется с тяжелым недугом.

В марте в Москве состоялся V пленум Правления Союза композиторов РСФСР, на котором исполнялись и некоторые сочинения Аднана Шахбулатова. Это песни «Иду к тебе», «Россия», «Славлю мир зеленый» и «Пусть никогда не умирают дети». Исполняли их Лариса Шутова, Людмила Сенчина, Борис Васильев и детский хор Ленинградской хоровой капеллы. Участники пленума высоко оценили произведения композитора из Чечено-Ингушетии.

Аднан Шахбулатов продолжает писать. Только что закончил крупное сочинение для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра «Картины прошлого».

«Комсомольское племя» предлагает читателям познакомиться с новой работой композитора, написанной им в содружестве с московским поэтом Борисом Примеровым.

 

«Целуют небо журавли»

Сл. Б.Примерова

Муз. А.Шахбулатова

 

Разве ты любимая, не слышишь,

Как целуют небо журавли

Всеми поцелуями России,

Всеми поцелуями земли.

 

Это чувство не измерить меркой,

Для тебя и для меня оно,

Словно белокаменная церковь.

Разумом души возведено.

 

Колокол росы ударит в сердце

И прольется в листья сентября,

Песня, не похожая на песню,

Все и ничего не говоря.

 

Потому и дышит поле синью,

И целуют небо журавли

Всеми поцелуями России,

Всеми поцелуями земли.

Газета «Комсомольское племя» 28 мая 1977 г.

 

* * *

 

В МИРЕ МУЗЫКИ

 

Ежемесячная воскресная передача, которую Чечено-Ингушское радио с нового года предлагает своим слушателям, называется «Композитор рассказывает». Трижды прозвучала она в эфире и снискала к себе интерес, популярность и уважение любителей искусства.

Автор и ведущий этого интересного цикла – заслуженный деятель искусства Чечено-Ингушской АССР, лауреат премии им. Ленинского комсомола Аднан Шахбулатов. Любовь к поэзии, знание не только музыки, но и театра, драматургии, истории искусств, чуткость к живому, яркому, образному слову, несомненная одаренность ведущего не просто как рассказчика, но и страстного пропагандиста прекрасного, сделали эти передачи глубоко содержательными, увлекательными и для человека, мало искушенного в области искусства, и для людей, знающих и любящих все, что связано с настоящим творчеством. Композитор рассказывает...

Рассказы эти отмечены тонким вкусом, согреты собственным, горячим, неравнодушным отношением ко всему, о чем идет разговор. Чувствуется, все, чем делится с нами автор передачи, сокровенно, пронзительно, волнующе для самого композитора.

Три беседы: о музыке Георгия Свиридова, искусстве эпохи Возрождения и увертюре-фантазии П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта» - превратились в страстный поэтический рассказ об искусстве светлых чувств, великих мыслей и горячих переживаний. Первый рассказ – о незаурядном явлении, каким представляется сегодня творчество нашего современника Г.Свиридова, творчество вдохновенное, возвеличивающее Человека, его мудрость, гражданственность и светлую поэтичность в то же время стал лучшим размышлением о трех великих поэтах земли русской – Пушкине, Есенине, Маяковском.

Второй посвящен одному из удивительных периодов в истории человеческой культуры – эпохе Возрождения. И, наконец, третий, это рассказ о сложнейшем и прекраснейшем творении Шекспира и Чайковского «Ромео и Джульетта». Композитор А.Шахбулатов помогает нам услышать самое сложное произведение, понять его мысль, характер, разобраться в форме, получить представление и об эпохах, в которые творили великий драматург и великий музыкант и о горячих проблемах, которыми эти эпохи волновались, заставляя жить ими и настоящих художников.

Чувствуется, аудитория, к которой обращена передача – самая широкая, порой самая неожиданная, и потому автор не стесняется нередко ставить перед собой чисто просветительные задачи: доступно объяснить, что такое оратория, увертюра – фантазия, сонатная форма, рассказать коротко об удивительно бедной событиями, но насыщенной нравственно, психологически жизни В.Шекспира.

В то же время знатоку эти беседы дают возможность просто насладиться новой встречей с гениальным произведением, еще раз убедиться, как гармонично соединяются в вокальных произведениях Свиридова музыка со стихами Пушкина, Есенина, а в увертюре-фантазии П.И.Чайковского торжествуют идеи великого Шекспира.

Словом, передача стала одной из интересных и любимых. И вызывает признательность ее организаторам из редакции музыкального вещания и глубокую благодарность автору и ведущему Аднану Шахбулатову.

А. ВИТОЛЬ

Газета «Комсомольское племя» 8 апреля 1980 г.

 

* * *

 

В МУЗЫКЕ ВСЯ ЖИЗНЬ ЕГО…

 

Заслуженному деятелю искусств ЧИАССР, лауреату премии Чечено-Ингушского обкома ВЛКСМ, члену Союза композиторов РСФСР Аднану Шахбулатову – 50 лет.

У него возраст зрелости – жизненной и творческой. В пятьдесят человек должен оглянуться назад и спросить себя: а как я прожил эти годы, что сделал для людей? Жизнь его сложилась нелегко. Были периоды радости и счастья, было и отчаянье, была и есть мужественная борьба за творческую жизнь, любовь и верная дружба. Словом все, что делает жизнь наполненной, трудной, но прекрасной.

Как всякий талантливый и неординарный человек, композитор не прост в общении. С ним не всегда легко, но он всегда честен, принципиален, имеет на все свой взгляд, он удивительный оптимист, любящий и ценящий жизнь. У него много знакомых, он готов помочь каждому, кто нуждается в этом. Двери его дома всегда открыты, люди приходят к нему и за добрым советом и за поддержкой, и просто пообщаться с умным собеседником.

Шахбулатов не поддается своему физическому недугу. Наоборот, вселяет своим друзьям заряд бодрости и оптимизма. Он многого достиг. Член Союза композиторов РСФСР, лауреат премии имени Ленинского комсомола ЧИАССР, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушетии. Он награжден специальной премией Союза композиторов РСФСР.

Главное в его таланте – ярко выраженная лиричность. В последние годы он все больше тяготеет к миниатюре. И в ней выявляет изысканность его музыкального языка, нежная акварельность. Возможно, это влияние живописи, которую он так любит, и хорошо в ней разбирается. Его музыкальный язык афористичен, и в этом проявляется его восточная природа. В своем творчестве композитор обращался к музыке разных жанров – писал фортепианные сонаты и симфонические сюиты, театральную музыку, много внимания уделял (особенно в 60-е годы) эстраде. И можно вполне сказать, что он одним из первых создал эстрадную музыку в республике. Его музыка соединила классико-романтические традиции с остро современным музыкальным языком. Его прекрасные лирические песни находятся на стыке классического романса и эстрадно-джазовой песни.

Композитор хорошо знает поэзию, это помогает ему в отборе текстов для собственного творчества. Привлекает его не имя поэта, а общность с ним, взгляды на жизнь, духовность, понимание красоты. Отсюда такой широкий диапазон имен – М.Лермонтов, Н.Рубцов, К.Кулиев и Р.Ахматова, народная чечено-ингушская поэзия и венесуэльский поэт Магальянес.

Наши слушатели хорошо знают неоднократно исполняемые в Грозном вокальный цикл «Из Чечено-Ингушской поэзии», кантату «Разлука», «Горские песни», а вскоре мы услышим новые произведения – цикл «Северная звезда» на слова М.Лермонтова и «Звезда полей» на стихи Н.Рубцова.

Музыка Шахбулатова вышла за пределы нашей республики, она исполняется во многих городах нашей страны и всегда с неизменным успехом. На двух последних съездах Союза композиторов РСФСР звучали его произведения. Только в этом году они исполнялись дважды на музыкальных пленумах в Ленинграде и Нальчике. В юбилейные дни пожелаем композитору жизненных и творческих сил.

Т. Белячкова,

музыковед, преподаватель

Республиканского музыкального училища.

 

* * *

 

НЕХОЖЕНЫМИ ТРОПАМИ

 

Аднану Маккаевичу Шахбулатову в эти дни исполняется 50 лет. 30 из них отданы творчеству. А последние пятнадцать – борьбе с недугом, за саму возможность творить...

МИР, окружающий мальчика, был заполнен музыкой. Удивительно звонкую, богатую разноголосицей песню разносила окрест речка, с шумом вбегавшая в село. Проникновенной мелодией отвечала на это пение хрупкая чинара возле дома. Ей вторила любимая Аднаном старая груша, раскидистые ветви которой под ударами ветра громко перешептывались друг с другом. И клекот кружащих над полем птиц, и шелест колосьев поспевшей пшеницы, и натужное дыхание коня после многочасовой работы, и жалобный стон травы, сраженной острой косой отца, и бабушкина старинная чеченская песня – все это впитывала в себя впечатлительная душа мальчика, неосознанно стараясь уберечь в памяти. Когда, через некоторое время Аднан впервые услышит звучание симфонического оркестра, он мгновенно почувствует, что гармония звуков оборачивается зримыми, дорогими сердцу образами из детства…

Оркестр умолк. А он еще долго стоял возле столба, на котором был подвешен репродуктор, смотрел на мартовский снег, испещренный синими прожилками, и никак не мог справиться с охватившим его волнением от неожиданного открытия: не только словом, но и звуком можно поведать о человеке, его мыслях и чувствах. И он понял: без музыки жизнь для него теряет главные краски.

В клубе, куда он зачастил, слух Аднана привлекал звонкий, призывный клич духового оркестра. Но Николай Иванович Левцов, руководитель кружка, был неумолим: «Не дорос еще!». И, тем не менее, каждую репетицию Аднан стоял перед дверью комнаты, где проходили занятия, и слушал, что говорил Николай Иванович, запоминал. А однажды, когда никто из ребят не мог ответить на поставленный им вопрос, Аднан широко распахнул дверь и выпалил скрывающимся от волнения голосом:

- Можно я скажу?

- Ну, что ж, скажи… - Николай Иванович улыбнулся, глядя, как все существо новичка кипит от желания высказаться...

ВПЕРВЫЕ за пианино он сел в пятнадцать лет. Подобрать мелодию одним пальцем, назойливо витающую в голове, не представляло трудностей: сказывалась основательность школы Левцова. А вскоре родилась идея, поистине наполеоновская. Чего проще, отыскать стихи, положить их на музыку – и песня готова. Задумано – сделано. Но кому показать сочинение? Аднан, подталкиваемый молодостью и смелостью дилетантизма, отправился в оргкомитет конкурса молодежной песни.

- Вам надо серьезно учиться, - посоветовали ему.

В училище, где вскоре появился Аднан, весьма удивились просьбе, высказанной с изрядной долей категоричности и даже самонадеянности: «Хочу быть композитором!»

- Помилуйте, молодой человек. Как можно мечтать об этом, если вы не обучены музыкальной грамоте, - пытались урезонить строптивого юношу.

Аднан упорствовал.

- Уважаемые коллеги, - предложил все же один из дальновидных педагогов, - давайте не будем разрушать мечту, понимаю, это безрассудно, но я за то, чтобы принять. Не справится с программой – отчислим после первого семестра. Сейчас же отказать – не имеем морального права.

Он трудился неистово. Занятия с педагогами. Самостоятельная работа. Шестимесячное истязание молодой организм выдержал – все экзамены сданы на «отлично». Но на одном из последних Анатолий Владимирович Бычков, педагог по теории музыки, спросил Аднана:

- Молодой человек, а собственно, почему вы ночуете в училище?

- У меня нет дома инструмента, - Аднан низко опустил голову.

-Так можно взять же напрокат.

- Можно. Но дома думают, что я учусь в торговом...

- На другой день делегация во главе с директором училища направилась в дом Шахбулатовых. Разговор был трудным, долгим. В конце концов, преподавателям удалось доказать отцу: его сын должен учиться только музыке, это его призвание.

Не перед кем стало таиться, исчез страх разоблачения. И дела пошли еще лучше. Аднан становится гордостью музыкального училища.

- Имейте в виду, для вас и ради вас в училище открывается теоретическое отделение, - сказали ему в Министерстве культуры ЧИАССР. - Вы,- первый чеченец, кто будет обучаться композиции в этих стенах.

И вот позади и училище.

Столица щедро распахнула перед Аднаном двери театров, концертных залов, художественных выставок. Он успевал всюду, стремясь как можно больше увидеть, запомнить. Кропотливая работа ума и сердца не прекращалась даже ночью, когда, спрятавшись под одеяло (чтобы не мешать товарищам по комнате в общежитии), он читал книги по искусству, истории и теории музыки. В музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных к Шахбулатову пришло острое осознание серьезности выбранного в жизни пути, понимание того, что искусство не терпит поверхностного, беззаботного отношения к себе, требует от человека высокого профессионализма, напряжения всех духовных и физических сил, если хочешь сказать что-то важное, существенное людям...

Придти к этому ему помог профессор Генрих Ильич Литинский, обаяние личности которого композитор испытывает на себе до сих пор. Обладающий энциклопедической эрудицией, Генрих Ильич пробудил в своем любознательном ученике неиссякаемую жажду знаний, открыл перед ним глубину содержания, пленительную красоту музыкального фольклора народов нашей страны, заставил всерьез заняться изучением песенного наследия чеченцев и ингушей.

СЕГОДНЯ о Шахбулатове говорят: в числе немногих других он стоял у истоков профессиональной музыки в республике. Тогда же, в начале шестидесятых, он меньше всего думал о той роли, какая уготована ему судьбой. Аднан просто-напросто самоотверженно и самозабвенно работал. Писал музыку, концертировал, изучал фольклор родного народа, руководил художественной самодеятельностью. Мучило одно. Он не знал, чему отдать предпочтение: поискам в области камерного жанра, с которым связаны первые самостоятельные опыты в искусстве, или песне?

Он выбрал песню.

Дал современной национальной песне крылья, подготовил слушателя к восприятию развернутых музыкальных форм – так скажет впоследствии о вкладе композитора в развитие этого жанра журнал «Музыкальная жизнь».

Простота и выразительность музыки, ее распевность, национальная почвенность языка, органично впитавшая и разнообразие современных ритмов и инструментальных тембров, мажорное, светлое восприятие мира, чувство современности – предопределили популярность его первых сочинений. Все они – разные по стилю, настроению, темпераменту, исполнялись по радио, звучали в концертах. К Шахбулатову пришла известность. Ему присуждается почетное звание заслуженного деятеля искусств ЧИАССР, он – лауреат Республиканской премии Ленинского комсомола.

Не сразу, после многолетней работы в песенном жанре, пришел композитор к выводу: песня не терпит поверхностных переживаний героев, ей претит приблизительность жизненных наблюдений. В настоящем сочинении этого жанра чувства всегда подлинны, мелодия – выразительна, а содержание, в основе которого непременно должно лежать тонко подмеченное и поэтически осмысленное явление действительности, глубоко и значительно. Свое понимание жанра, свой идеал композитор утверждает настойчиво, упорно. И в этом главная причина жизненности песен А. Шахбулатова.

Есть еще одна. Впитывая в себя достижения русской и всей советской многонациональной культуры, постоянно обогащая палитру музыкальных образов, творчество композитора не утрачивает своей национальной принадлежности, тесно связано с богатейшими традициями чечено-ингушской народной музыки.

- Музыкальное произведение – это дерево, - говорил Аднан Маккаевич в одной из наших бесед. - Его корни спрятаны глубоко в землю. Они питают ствол живительными соками, наливают силой почки, которые затем превращаются в прекрасные цветы. Без крепкого корневища, настоящей основы дерево чахнет. Но и тогда, когда корни торчат из-под земли, оно выглядит неестественным, уродливым.

Так вот, музыкальный фольклор горских народов (те самые корни) никогда не довлеет над творческим мышлением композитора. Образы, почерпнутые из родника народной поэзии. Шахбулатов всегда рассматривает с позиции сегодняшнего дня, привносит в них мысли и чувства человека, живущего на пороге XXI века. И, в то же время, яркие и сочные по своей неповторимости и своеобразию фольклорные краски позволяют ему сохранять индивидуальность художественного письма, сообщать музыкальному произведению самобытность, национальный колорит.

- Советская песня, - размышляет Аднан Маккаевич, - как явление музыкальной культуры, родилась не на пустом месте. Своими традициями она восходит к крестьянской песне, городскому романсу и революционной песне начала 20-го века с ее ярко выраженной социальной направленностью. Эта триада - основа советского песенного жанра, колыбель таких ее отличительных свойств, как глубина содержания, мелодическая выразительность, гражданственность пафоса, целомудрие, доброта. Именно эти качества отличают лучшие произведения советских авторов.

Для Шахбулатова – это внутренняя страсть, взлелеянное в душе после многих лет работы, выстраданное убеждение.

ГОДЫ не уходят безвозвратно. Уходя, они наделяют художника мудростью. Путь композитора от песенного жанра к сложным полифоническим полотнам естествен и закономерен. Есть мысли и чувства, которые, как ни хороша песня, невозможно выразить ее средствами. Запечатлеть их способны лишь развернутые музыкальные формы. В его произведениях симфонического жанра ярко выражено лирико-драматическое начало. В них живет высокий накал чувств. Композитора привлекают образы глубокие, значительные, натуры мятущиеся. Обретение счастья для них сопряжено с активными действиями, преодолением зла, а подчас и самого себя. Каким бы драматическим ни были испытания, посылаемые судьбой его героям, они выходят из них, сохраняя человеческое достоинство, обнаруживая силу воли и духа, непреодолимое стремление к творчеству. Этим отличается его музыка к театральным постановкам.

Но подлинной удачей Аднана Шахбулатова стал вокально-симфонический цикл «Из Чечено-Ингушской народной поэзии». Обратившись к материалу далекого прошлого, композитор создал созвучное нашему времени произведение, гуманистический пафос которого утверждает красоту сегодняшней жизни. Цикл состоит из изящных по форме и глубоких по содержанию миниатюр. Объединенные композиционно в единый сюжет, развивающийся с нарастающим драматизмом, они раскрывают различные состояния души горянки, гамму ее чувствований – от радостного ожидания встречи с любимым до философских раздумий о краткости человеческой жизни, ее смысле и значении.

«Отличительные свойства миниатюр, - писал журнал «Советская музыка», - тонкая смена настроений, микроконтрасты внутри отдельных частей и между ними, иногда намеченные композитором едва заметными штрихами, четкие жанровые контуры ряда номеров».

Первой исполнительницей произведения была народная артистка СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки Н.С.Исакова.

- Рада, что встретилась на своем творческом пути с таким самобытным композитором, как Аднан Маккаевич Шахбулатов, - вспоминала Нина Сергеевна о совместной работе. - С первых же строк лирических миниатюр нас завораживает удивительно нежная, светлая музыка, которая сливается с народной певучей поэзией. Композитором ярко и точно выписаны музыкальные образы – будь то трагедия, лирика или шутка. Весь цикл слышится как одно целое, сверкающее яркими гранями музыкальных характеристик каждой миниатюры. Мне как исполнительнице было приятно работать над этим произведением. Моим стремлением было не исказить задуманное автором, сохранить чистоту поэтической интонации цикла.

За это произведение, а также лирическую кантату «Разлука» на стихи венесуэльского поэта Магальянеса Аднан Шахбулатов был удостоен премии Союза композиторов РСФСР.

Рассматривая непреходящую для искусства ценность темы любви в философском и человеческом аспектах, композитор всем своим неторопливым повествованием, сверкающим трепетной взволнованностью и искренней торжественностью, утверждает мудрую мысль о том, что любовь – самое прекрасное из чувств, дарованных человеку. И при этом обнаруживает уважение к богатейшим традициям любовной лирики прошлого, созданным творчеством Шуберта, Малера, Чайковского...

КРУГ творческих интересов Шахбулатова не ограничивается музыкой. Он живо увлекается всем, что соприкасается с главным делом его жизни. Любит театр, кино, живопись, литературу. Особую страсть Аднан Маккаевич питает к поэзии. Знакомясь с множеством поэтических сборников, он ищет стихи, отвечающие собственным представлениям о мире, проблемах, что волнует его как художника и гражданина. И непременно стихи с заложенной в них музыкальностью.

Так был открыт им для музыки огромный по философским масштабам мир поэзии Николая Рубцова, напоенный ароматом русского разнотравья, пронизанный простором русского поля, бездонность и глубина поэта, демократичность и выразительность его слова поразили Шахбулатова. Так родился цикл песен «Звезда полей», в которых задушевность, мягкость лирической интонации, поразительная сила чувствований сочетается с точным проникновением в глубину поэтических образов Н.Рубцова. раскрытием смысловой наполненности его стиха. Композитор, причудливо соединяя стилистику камерного и эстрадного жанров, находит убедительные художественно-выразительные средства для передачи внутреннего мира лирического героя поэта – его непосредственность, чистоту, неподдельность, безыскусственность, за которой угадываются высокие чувства к Родине, матери, женщине.

Через поэзию пришел Шахбулатов к музыкальному осмыслению творчества М.Ю.Лермонтова.

- Лермонтов – моя первая любовь в жизни, - признается он. По крупицам складывался замысел «Северной элегии» - маленькой кантаты для баритона с фортепиано, в которой композитор попытался проследить судьбу поэта, биографию его мятущейся души. Произведение состоит из четырех частей, в каждой из них запечатлены различные состояния героя, находящего смысл жизни в борьбе, преодолении трудностей. «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» - в этих словах М.Ю.Лермонтова заключена квинтэссенция образа. В этом и его современность.

- Работая над кантатой, - рассказывает А.Шахбулатов, - я не стремился стилизовать ее музыкальный язык под эпоху, в которой жил поэт. Хотя намек на глинковско-пушкинское время присутствует в интонациях, фактуре, тональности произведения. Для меня было принципиальным выразить свое отношение к музыкальной стилистике начала 19 века. И еще. Когда я сочинял «Северную элегию», перед глазами вырисовывался северный пейзаж с его не броской, но входящей в душу красотой, растворившейся тишиной, туманной дымкой... Очень волнуюс